Движимое имущество — что это?

dvizhimoe-imushhestvo-chto-etoВпервые разделение на недвижимое и движимое имущество произошло на просторах Римской империи в III веке до н.э. В ту пору особую ценность составляли земельные угодья, поэтому сделки с землей совершали только богатые римские граждане, и производились они согласно специальной процедуре. Менее состоятельные римляне покупали прочие вещи, просто передавая объект сделки друг другу без каких-либо ограничений. Подобное разделение дошло до наших дней, но операции с некоторыми видами движимого имущества следует оформлять, соблюдая юридические тонкости.

Как установить вид имущества?

Определения движимого имущества в законодательстве не содержится. Поэтому отталкиваться придется от противного: любой предмет, который нельзя отнести к недвижимому, следует считать движимым.

Недвижимостью являются объекты, непосредственно связанные с землей. Перемещение такого имущества может нанести ему непоправимый ущерб. К недвижимости относят: земельные участки; жилые здания; производственные сооружения; морские и речные суда; космические объекты.

Материальные ценности, которые можно перемещать без особого вреда, причисляют к движимому имуществу:

  • промышленное оборудование;
  • скот;
  • транспортные средства;
  • деньги;
  • ценные бумаги и прочее.

Классификация имущества не всегда бывает очевидной. Например, лесные угодья — это недвижимость, а спиленный лес-кругляк переходит в разряд движимости.

Оформление юридических сделок

Сделки с недвижимостью подлежат государственной регистрации в обязательном порядке, иначе операция не будет считаться законной. Оформление операций с прочими вещами в большинстве случаев не требует юридического вмешательства. Исключение составляет особо ценное движимое имущество: сделки также подлежат регистрации. В эту категорию входят транспортные средства, ценные бумаги, залоговое имуществе, оружие.

Нюансы купли-продажи товара

Покупатель и продавец могут принять решение о юридическом оформлении сделки по передаче имущества. Законодательство не выдвигает требований о заключении договора купли-продажи, инициатива исходит исключительно от участников сделки. Причиной тому может послужить ценность передаваемого имущества. Покупатель в таком случае обеспечивает себе поставку качественного товара, а продавец — своевременную и полную оплату.

Продажа движимого имущества происходит по общим правилам, за исключением прописанных законом случаев. Обязательным пунктом договора являются взаимные права и обязанности сторон. В зависимости от конкретной ситуации необходимо прописать нюансы операции, чтобы не возникло проблем с исполнением договорных обязательств. Например, подробно указать количество и ассортимент товара.

Финансовые вопросы следует прописать с особой тщательностью, не забывая про основной пункт документа — цену товара. Договор составляют в двух экземплярах: по одному для покупателя и продавца. Нотариального заверения подобных сделок не требуется.

Оформление сделок с автомобилем

autoДоговор купли-продажи стороны заполняют самостоятельно. Законодательством допускается, как печатное заполнение формы, так и вручную. Главное, чтобы в последнем случае, сведения были разборчиво внесены, и отсутствовали исправления. Договор с ошибками может быть признан недействительным и аннулирован, принеся сторонам финансовые потери.

Законодательством не предусмотрено нотариальное заверение сделок. Но граждане в большинстве случаев предпочитают обезопасить себя от мошенников, прибегнув к услугам нотариуса. При решении спорных вопросов в судебном порядке, заверенный договор может сыграть решающую роль при вынесении вердикта. Кроме того, нотариус проверяет правильность заполнения документа и полноту указанных данных, и только потом ставит печать и подпись.

Стоимость автомобиля — обязательный пункт договора. Оценка движимого имущества проводится сторонами самостоятельно, путем анализа рынка транспортных средств. Договоренную сумму прописывают цифрами, а затем дублируют прописью.

Договор купли-продажи автомобиля составляется в 3 экземплярах: один — продавцу, второй — покупателю, а третий относят в ГИБДД для постановки на учет. Следует помнить, что регистрация автомобиля является платной услугой, перед посещением ГИБДД придется заплатить госпошлину.

Кому подарки?

Акт дарения движимого имущества, в отличие от недвижимости, не подлежит государственной регистрации. Заключить сделку можно и в устной форме, если стороны доверяют друг другу и не ожидают подвоха.

Исключением из правил, когда письменный договор обязателен, является получение подарка стоимостью свыше 3000 рублей от юридического лица. Еще один вариант: обещание подарить вещи в будущем.

Временное пользование

Имущество передают в аренду на основании договора. Составить документ можно на основании типового договора, прописав нюансы конкретной договоренности:

  • возможность передачи имущества в субаренду;
  • осуществление модернизации;
  • покрытие эксплуатационных расходов;
  • размер и сроки перечисления арендной платы;
  • условия досрочного расторжения договора.

Стороны, прежде чем составить письменное соглашение, обязаны обсудить условия, на которых будет происходить аренда движимого имущества. Если формулировка положений договора вызывает затруднения, то лучше обратиться к юристу.

Где находится информация о движимом имуществе?

В июле 2014 года начал свою работу электронный реестр движимого имущества. На портале находится информация о ценном имуществе, находящемся в залоге: автомобилях, сельскохозяйственной технике, промышленном оборудовании, ценных бумагах, драгоценностях.

Введение подобного реестра значительно уменьшило количество головной боли покупателям движимого имущества. Ведь основной проблемой покупки (например, легкового автомобиля) является нахождение транспортного средства в залоге. До введения в действие реестра покупатель рисковал натолкнуться на недобросовестного продавца, который не сообщит подобный «нюанс».

Реестр позволяет узнать информацию:

  • об объекте залога;
  • сведения о передающем и принимающем лицах.

Следует обратить внимание, что реестр содержит информацию только про залог движимого имущества. Сведения про недвижимость следует искать на других ресурсах.

Правила составления запроса

Информационный портал работает круглосуточно, поэтому получить информацию покупатель может в удобное для себя время. Электронный запрос производится с помощью специальной вкладки «Найти в реестре». Для идентификации имущества необходимо ввести в специальную форму:

  • индивидуальный номер;
  • данные владельца (ФИО и данные паспорта — для физического лица, наименование и ОГРН — для предприятий);
  • регистрационный номер уведомления (когда сведения известны покупателю).

Получение информации с помощью портала занимает несколько минут. Покупатели вправе воспользоваться дополнительным вариантом: обратиться с запросом к нотариусу. Услуга является платной, но граждане прибегают к помощи нотариуса, чтобы получить официально заверенный документ. В случае возникновения спорных ситуаций подобная бумага подтвердит, что покупатель не знал про залог движимого имущества и в сговор с продавцом не вступал.

Внесение изменений в реестр

Информацию о возникновении залога подает одна из сторон договоренности. Специализированные организации (например, банки) вносят информацию с помощью электронной формы на портале. Для создания уведомления требуется усиленная электронно-цифровая подпись, чтобы сведения были приняты к рассмотрению.

Физические лица, чтобы подать уведомление о залоге движимого имущества, чаще прибегают к услугам нотариуса. На приеме граждане заполняют специальную форму, где обязательно указывают индивидуальный номер объекта. Нотариус проверяет правдивость внесенных сведений, данные заявителя. Подателю следует обязательно захватить с собой оригиналы паспорта и документов, свидетельствующих о праве собственности. Нотариус незамедлительно вносит сведения в реестр.

Данные об изменении в статусе сторон договора или залогового имущества также обязательно вносят в реестр. Например, залогодатель обязан сделать запись о смерти залогодержателя. Проверяют факт регистрации уведомления и внесение соответствующих изменений с помощью электронного портала.

Что с налогами?

Ранее собственники активов уплачивали в региональную казну налог на имущество, куда входило движимое и недвижимое имущество. Но в 2019 году законодатели вывели движимое имущество из базы налогообложения. Мотивация проста: предприятия испытывают сильную налоговую нагрузку, а алгоритм исчисления налога довольно сложен. Кроме того, подобное положение заставляет потенциальных инвесторов отказываться от финансовых вложений.

Региональные власти и раньше пользовались своим правом на установление льгот на налог на движимое имущество, чтобы снизить налоговую нагрузку. Однако не все регионы могли принять такое решение, не проделав значительную брешь в казне. МинФин планирует компенсировать местным бюджетам нехватку средств путем повышения акцизов на крепкие алкогольные напитки (с 50 % до 80%), а также привлечением дополнительных инвестиций.

Главной задачей налогоплательщиков отныне стало правильное разграничение движимого и недвижимого имущества. Кроме того, что недвижимость неразрывно связана с землей, она подлежит государственной регистрации и сопровождается технической документацией (ввод в эксплуатацию, проект, конструкторские документы).

Также к недвижимости налоговики отнесли имущество, которое неразрывно связано с сооружением. Использование подобных объектов вне недвижимости невозможно, а их демонтаж наносит активу непоправимый ущерб. Например, лифты, система вентиляции, трубопроводы, которые используются для технического обеспечения зданий.

На деле налогоплательщики и налоговая инспекция не всегда классифицируют объекты одинаково. Поэтому в судах периодически рассматриваются дела об отнесении имущества к той или иной категории. Так, Верховный суд рассматривал дело о признании палубных кранов объектом недвижимости. Согласно судебного вердикта палубные краны неразрывно связаны с буровой установкой, поэтому включаются в базу налогообложения.

Налогоплательщикам следует тщательно проводить анализ активов, рассчитывая налог на имущество. Все объекты, неразрывно связанные с недвижимостью, следует облагать налогом. Спорные ситуации можно решить, обратившись в налоговую инспекцию за индивидуальной консультацией.

Оставьте комментарий

Adblock
detector