В 2008 году в Российском законодательстве появилась норма о льготном праве на земельные участки. Однако реализовать такую возможность в соответствии с ФЗ « О содействии развитию жилищного строительства» удалось немногим в силу несовершенства правового механизма. Вопрос, как получить земельный участок многодетной семье, с 2011 года приобрел новое содержание в связи с усовершенствованием процедуры и внесением соответствующих поправок. Муниципальные власти получили возможности распоряжения территориями и распределения земельной льготы.
Правовые условия
Льготный земельный участок полагается бесплатно только семьям, которые подпадают под совокупность следующих условий:
- Заявитель является гражданином РФ, что подтверждено надлежащими документами.
- Родители, претендующие на объект недвижимости, состоят в официальном браке и проживают совместно с детьми (если семья неполная – подтверждается факт матери-одиночки или отца-одиночки).
- В семье есть трое и более детей несовершеннолетнего возраста или детей, которые достигли 18 лет, но не приносят заработка и являются студентами очной формы высших учебных заведений. Полноправными членами семьи считаются, в том числе, и официально усыновленные дети.
- В состав семьи, которая претендует на земельный надел, не входят лица, лишенные родительских прав в отношении своих детей или одного ребенка, и не ограниченные в таких правах.
- В составе семьи отсутствуют дети, которые находятся на государственном обеспечении.
- Земельный участок может выделяться только в том регионе, в котором заявители зарегистрированы и проживали на протяжении не менее пяти предшествующих лет. Исключение составляют семьи, проживающие в Москве или Санкт-Петербурге. В силу дефицита земельного ресурса в этих административных единицах надел выделяется в черте области.
Представленный перечень критериев не является исчерпывающим. Он может быть расширен или сокращен в зависимости от региона проживания и политики муниципальной власти.
Алгоритм действий
Реализация права на государственную поддержку в форме получения земельного надела осуществляется по единой схеме во всех регионах страны. Поэтапно процедура представлена следующими шагами:
- Семья определяется с целевым назначением будущего собственного участка, о чем указывает в заявлении. Это может быть фермерство, строительство, животноводство и т. д.
- Инициаторы обращаются в местные муниципальные органы за получением исчерпывающей консультации и конкретизацией дальнейших шагов. Несмотря на единую схему процедуры на местном уровне могут предусматриваться нюансы. Проведение анализа специалистом на предмет наличия у обращающихся лиц соответствующего права.
- Требуется оставление заявления в соответствии с установленным образцом и комплектация пакета приложений.
- Семья обращается в муниципальный орган с целью постановки на учет путем подачи заявления и подтверждающих документов.
- Следует ожидание решения по обращению. На сегодняшний день максимальный срок рассмотрения заявления по закону составляет 30 дней.
- При положительном ответе заявители получают уведомление о подтверждении постановки на учет в статусе претендента на государственную поддержку. В полученном уведомлении содержится информация о кураторе-чиновнике, номер заявки, контактные данные.
- Претенденты ожидают очередь на выделение льготного земельного участка. По закону этот срок не может превышать интервал в один год. На практике сроки могут существенно отличаться. Так, например, в связи с высоким спросом на землю в Краснодаре, этот регион является одним из «вынужденных» лидеров по нарушению требований к срокам.
- Завершающим этапом является выбор земельного надела из предлагаемых вариантов. Если семью устроит конкретная позиция, они легализируют право на бесплатное владение, если нет – заново проходят процедуру постановки на учет для получения льготного объекта недвижимости.
Размер выделяемого участка зависит от региона, населенности, развития инфраструктуры, количества свободной земли, численности льготной очереди. Как правило, многодетным семьям выделяются земельные наделы площадью от 6 до 15 соток.
Отрицательный ответ
Чиновники отказывают многодетным семьям в праве получения земельного участка в безвозмездное пользование и выплате компенсаций на основании одного или нескольких пунктов представленного перечня:
- заявители предоставили недостоверные данные;
- предоставляемая льгота перестала соответствовать условиям действующего законодательства в связи такими причинами, как смена гражданства одним из членов семьи, смена места жительства в другой регион, утрата родительских прав в отношении ребенка и другие;
- истечение срока приостановления рассмотрения заявки.
Отказ всегда оформляется в письменной форме и должен вручаться лично заявителю. Решение компетентного органа может обжаловаться в судебном порядке. В документе обязательно должны указываться причины отрицательного ответа со ссылкой на нормы законодательства.
Практика регионов свидетельствует, что льгота пользуется популярностью и реально воплощается при должном соблюдении условий процедуры. Так, например, только в Екатеринбурге за годы существования программы, в период с 2009 по конец 2018 года зарегистрировано около 19500 заявлений на предоставление льготного объекта недвижимости, из которых включено в очередь свыше 15600 граждан.
С июля 2018 года в Уральском регионе перечень требований расширен, и теперь инициаторами могут быть только нуждающиеся многодетные семьи. Ежегодно с 2012 года в регионе выдается на безвозмездной основе многодетным семьям около 2-2.5 тысяч земельных участков.
Такая тенденция является показательной для всей страны. Несмотря на Правительственное распоряжение минимизировать очереди путем оформления соответствующего права, существует ряд неразрешенных проблем на законодательном и правоприменительном уровне. Тем не менее, практика такой гарантийной поддержки подтвердила значимость льготы на землю.