Постановка на кадастровый учет земельного участка

 

Кадастровый учет земельных участковОформление земельного надела и других видов недвижимости предусматривает получение обязательного индивидуального кадастрового номера. В основе постановки участка на кадастровый учет лежит принцип уникальности. В статье подробно рассмотрены все тонкости прохождения процедуры в отношении земельного надела.

Что такое кадастровый учет

Земельный кадастр – это свод сведений о земельном участке (местонахождение, площадь, объекты, находящиеся на его территории), составленный на основе предоставленной документации владельцем.

Законодательное регулирование

Система регистрации установлена законодательством РФ. Ведением регистрации занимается Федеральная Кадастровая палата, свод документации хранится как в электронном виде, так и в печатных источниках. В зависимости от изменений состояния земли, данные регулярно обновляются.

Для чего предназначен и как осуществляется кадастровый учет участков

Благодаря индивидуальному номеру процесс идентификации недвижимости значительно упрощается. Предоставленный вовремя точный пакет документов при постановке предоставляет возможность обращения к нотариусу для осуществления ряда процедур (продажа, составление дарственной, передача в наследство, судебные разбирательства и другие). А также постановка земли на кадастровый учет является обязательным условием при оформлении ипотечного займа.

Для того чтобы получить кадастровый паспорт, нужно подготовить необходимый пакет документации (список нужных документов зависит от оформляемых земель) и выбрать способ подачи заявки на регистрацию. Заявление для регистрации земельных участков рекомендуется подавать совместно с заявлением на право собственности. Так процесс оформления пройдет гораздо быстрее.

Как поставить участок на кадастровый учет

Постановка на кадастровый учет земельного участка

Результат процедуры напрямую зависит от точности предоставляемой документации и правильного составления заявки. Владение незарегистрированной недвижимостью является незаконным, как и любые сделки, совершенные в отношении данного объекта. Для быстрой скорости получения кадастрового паспорта необходимо тщательно подготовиться.

Подготовка межевого и геодезического планов

Межевание территорий – это геодезический метод измерения границ земельных участков. В данном мероприятии задействован комплекс инженерных операций, направленных на определение, восстановление и закрепление территориальных границ на плоскости. Межевой план – это ведомость, содержащая свод данных о земельном участке (характеристики). Межевой план является техническим документом, его наличие может понадобиться в процессе оформления.

В результате межевых работ составляется геодезический план (подробный точный чертеж территории). А также в нем содержится расположение находящихся на местности объектов и их характеристики.

Для получения данных ведомостей необходимо обратиться к кадастровому инженеру. Процедура установления границ включает согласование с владельцами соседних земельных участков. При заключении договора на проведение комплекса действий на местности обговаривается стоимость, объем и результат работы.

Оформление заявления и сбор документов

Совместно с заявлением необходимо направить в обязательном порядке следующие документы:

  • Паспорт собственника
  • Межевой, геодезический и технический планы
  • Свидетельство на право собственности (или дарственная)
  • Документ, подтверждающий принадлежность земли к определенной категории
  • Журнал учета кадастровых номеров, в котором представлены номера учтенных участков

А также могут понадобиться дополнительные справки, предоставленные кадастровой службой. Как и говорилось ранее, для регистрации территорий нужен определенный перечень документации в зависимости от состояния земель. Как правило, службы заранее предоставляют список нужных документов, утвержденных Росреестром.

Кто и на каком основании проводит процедуру регистрации

Постановка на кадастровый учет осуществляется Федеральной службой государственной регистрации или Росреестром. Кадастровая деятельность регулируется ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также проводится на основании Конституции РФ, Гражданского, Земельного, Лесного и Жилищного кодексов, Постановлениями правительств и приказами Министерства экономического развития. Стоит отметить, что Законодательные постановления постоянно изменяются, поэтому перед оформлением лучше ознакомиться с последними нововведениями.

Существует 2 способа подачи заявления:

  • В электронном виде через официальные онлайн-сервисы Росреестра или Госуслуг
  • Направить в бумажном виде (лично либо отправить по почте) в Ростреестр или МФЦ.

Госпошлина

Кадастровый учет недвижимости осуществляется бесплатно. Однако при одновременном оформлении прав на недвижимость взимается государственная пошлина. Цена госпошлины составляет 2 тысячи рублей для физических лиц, 22 тысячи рублей – для юридических.

Сроки внесения в государственный реестр

  • Срок изготовления паспорта – от 7 до 10 дней после подачи заявления, если в предоставленных документах не обнаружено ошибок
  • Если заявление было подано через МФЦ, срок увеличивается до 12 дней.

Рекомендуется заранее уточнять сроки регистрации, так как они могут отличаться в зависимости от населенного пункта. К примеру, в Московской области срок оформления кадастрового паспорта достигает 20 рабочих дней.

Получение паспорта

По истечению сроков регистрации собственнику выдается кадастровый паспорт, а участку присваивается индивидуальный кадастровый номер. Подтверждающим документом оформления является выписка из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости).

 

Известно, что подготовка нового свидетельства занимает около 2 недель. Для уточнения срока рекомендуется заранее связаться с Кадастровой палатой. Если не обратиться за новым паспортом в течение двух лет после оформления, данные об участке удаляются из Росреестра.

Почему могут приостановить или отказать в процедуре учета земельного участка

Ознакомится с полным перечнем причин отказа в оформлении земельного участка можно в статьях 26,27 ФЗ №218. Приостановить или отказать в постановке на учет участка могут из-за:

  • Неподлежащего государственной регистрации объекта
  • Подачи и подписания заявления лицом, не имеющим отношения к недвижимости (отсутствие собственника)
  • Неправильно составленного и несоответствующего законам заявления
  • Неполного перечня документации
  • Несоответствующего установленному образцу формата документов
  • Исправлений в документах (в печатных источниках)
  • Неправильном определении границ площади участка
  • Отсутствия оплаты госпошлины
  • Не подтвержденного судом права собственности.

Изменение границ поставленного на учет надела

Возникают ситуации, когда при межевании участка инженером выявляются некоторые отклонения – территориальные границы отличаются от указанных в реестре. В данном случае необходимо внести изменения границ поставленного на учет надела в межевой план. А также возникает необходимость рассмотрения правомерности изменения площади участка.

Расширение или уменьшение границ подразумевает изменение конфигураций контурной линии (значение в кадастровом паспорте остается неизменным) или изменение межи (исправление ошибок кадастрового учета). В таких ситуациях необходимо обращаться в Росреестр. Если собственник получает отказ, он вправе обратиться в суд для защиты своих прав. После положительного решения суда следует снова обратиться в Росреестр, специалисты которого будут обязаны внести новые данные в кадастровый паспорт.

Регистрация земельного участка в УФРС

Как уже известно, произвести процедуру регистрации земельного надела можно через УФРС — Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Это орган исполнительской власти, регулирующий регистрацию прав на недвижимость. Главной задачей Росреестра служит поддержание государственной системы учета недвижимого имущества.

Для получения паспорта необходимо обратиться с заявлением в Кадастровую палату. Сайт Росреестра – это удобный сервис для получения необходимых услуг, на нем также указана вся актуальная информация о порядке постановки на учет.

Особенности процедуры

Можно ли поставить на учет земельный участок без межевания

Как и говорилось ранее, межевание является обязательным условием, для того чтобы поставить земельный надел на учет. Однако существуют случаи, при которых определение границ служит необязательным фактором для получения кадастрового паспорта.

Зарегистрировать земельный участок без получения межевого плана позволяет дачная амнистия, которая предоставляет временные льготы при оформлении загородной недвижимости. Данные привилегии позволяют оформить уже построенные дачные дома и земли без дополнительного обращения в органы местного самоуправления.

При условиях дачной амнистии можно оформить право собственности на жилые или садовые дома, которые расположены на участках для ведения сельского хозяйства. Правила дачной амнистии – временные, поэтому собственникам следует произвести процедуру регистрации до 1 марта 2023 года.

Постановка участка на кадастровый учет по дачной амнистии

Для того чтобы зарегистрировать недвижимость на условиях дачной амнистии, необходимо:

  • Вызвать кадастрового инженера, прибегнув к услугам сайта Росреестра
  • Заключить договор на проведение работ на нужном участке по составлению технического плана. Здесь понадобятся следующие документы: паспорт и документ на право собственности
  • Направить пакет документов (паспорт, технический план, документ на право собственности и заявление) в МФЦ/через сайт Росреестра
  • Оплатить госпошлину

Постановка на кадастровый учет ранее учтенных земельных участков

В данном случае собственник может зарегистрировать ранее поставленные на учет земли с помощью минимального пакета документов. Главным документ – свидетельство на право собственности, с помощью которого актуальные данные участка будут записаны в Единый государственный реестр недвижимости. Также необходимо направить заявление через МФЦ в Управление Росреестра, после решения участку будет присвоен уникальный кадастровый номер.

Особенности для лесных участков

Для постановки на учет лесных земель предусмотрен лесной кадастр. Процедура регистрации лесных участков проводится на основании ФЗ №221, исходя из Лесного кодекса РФ. Главным условием в данном случае служит установление точных границ земельного надела.

Причины отказа в изготовлении кадастрового паспорта для лесных земель:

  • Несоответствие размера надела заявленному
  • Предоставление поддельных документов или отсутствие полного перечня
  • Неточные данные, указанные в полученном паспорте
  • Границы накладываются на территории, принадлежащие иным собственникам.

Как получить информацию о ранее произведенной постановке участка на кадастровый учет

Государственный кадастровый учет земельных участков

Все данные о зарегистрированных землях и других видах недвижимости находятся в базе Росреестра. А также данные отображаются в выписке из ЕГРН. Внесение данных об объектах недвижимости считается необходимым условием для составления единой Публичной кадастровой карты, с помощью которой можно уточнить уникальный код участка, адрес и посмотреть доступные документы. Перед началом оформления нужно убедиться, что сведения о нужном участке отсутствуют в базе Росреестра.

Последствия незаконной постановки

Из «Кодекса РФ об административных правонарушениях» известно, что при незаконной деятельности в отношении кадастрового учета земельных наделов возможен:

  • Административный штраф в размере от одной тысячи до 2-ух тысяч рублей на должностных лиц в том случае, если ими были внесены несвоевременные или неточные данные об участке в государственный кадастр. А также, если должностными лицами был предоставлен незаконный отказ собственнику.
  • Предупреждение или административный штраф в размере от 3-х тысяч до 5-ти тысяч рублей на должностных лиц, если совершено незаконное информационное воздействие при осуществлении и ведении государственного кадастра.
  • Административный штраф в размере от 30-ти тысяч до 50-ти тысяч рублей на кадастрового инженера в случае указания им заведомо ложных данных в межевом и техническом плане.

Исключение из кадастра

Для процедуры аннулирования и исключения из государственного кадастра понадобится следующая документация:

  • Заявление о снятии с кадастрового учета земельного участка
  • Паспорт собственника либо документ, подтверждающий права заявителя (в случае если обращается представитель заявителя)
  • Свидетельство на право собственности, удостоверяющее право заявителя на земельный участок

После принятия пакета документов подателю предоставляется выписка об объекте недвижимости и выносится решение об отказе исполнения государственного кадастрового учета. Процедура производится бесплатно. Срок аннулирования кадастра – 18 дней.

 

Оставьте комментарий