Раздел земельного участка

Земельный участок режут ножомРаздел земельного участка – юридически сложная процедура, особенно, когда надел отходит во владение сразу нескольким лицам.

Процедура регламентирована на законодательном уровне – начиная от сбора документов, заканчивая передачей имущественного права.

Порядок раздела земельного участка

Законодательно установлен порядок раздела земельного участка. Он включает в себя несколько этапов:

  • Подготовительный – изучение имеющейся документации, изучение законодательных норм.
  • Полевые работы – проведение межевания, определение и установление границ, получение межевого плана.
  • Кадастровые работы – сдача межевого плана на проверку, его утверждение, постановка участка на кадастровый учёт, получение кадастрового паспорта.
  • Заказ и получение недостающих документов.

Если территория уже ранее проходила процедуру межевания и состоит на кадастровом учёте, эти пункты можно пропустить.

Раздел земли – основные понятия

Рассматривая понятие «раздел участка земли», с точки зрения юридической науки можно сделать вывод, что это процедура, после завершения которой, из одной территории появляется несколько обособленных. Прежний надел земли перестаёт существовать. Но и новые должны отвечать законодательным требованиям.

Правовая база и причины проведения раздела земельного участка

Процедура деления в этом году регулируется нормами Земельного Кодекса РФ. Здесь прописаны тонкости процедуры, даётся определение делимых и неделимых наделов.

Поделить земельную территорию на несколько, принадлежащих разным собственникам, можно на следующих основаниях:

  • Деление после расторжения брака, когда надел принадлежал на праве общей совместной собственности супругам.
  • Раздел между членами одной семьи, если до процедуры они вместе владели одной территорией.
  • Наследование одного надела несколькими правопреемниками.
  • Желание собственника продать часть земли третьему лицу.
  • Желание владельца использовать часть земли для предпринимательской деятельности.
После того, как процедура будет полностью пройдена, новые земли будут иметь такое же назначение, как и исходник. Если собственник желает начать предпринимательскую деятельность на части надела, но участок для этого не предназначен, придётся заниматься дополнительным оформлением.

Необходимые условия для раздела земельного участка

Чтобы разделить участок земли, нужно соответствие определённым правилам:

  • Новые наделы не теряют своей сущности.
  • Сохраняют исходное целевое назначение.

То есть, каждый новый участок становится самостоятельной единицей и может использоваться без смены категории. Раздел невозможен в следующих случаях:

  • Земля не в обороте.
  • Наличие ареста или иного обременения (например, залога).
  • Отсутствие долгов по земельному налогу.
  • Земля состоит на кадастровом учёте, проведено межевание, определены и установлены границы.

Каждый вновь образованный надел должен иметь минимальную площадь. Этот параметр устанавливается региональными властями. Получить данные можно в местной администрации.

Особенности раздела земли

Поделить один земельный участок на несколько можно только при определённых условиях:

  • Проведено межевание исходника, чётко определены границы.
  • Новые собственники достигли договорённости и закрепили в письменном виде.
  • Компромисс не был достигнут, деление прошло в судебном порядке.
  • Надел является составляющей частью совместно нажитого имущества.
  • Площадь каждой новой территории не может быть меньше той, что установлена на законодательном уровне.
  • У каждой новой территории должен быть отдельный выезд и свободный доступ к нему.
  • Разделяемый участок не должен находиться под обременением или арестом.

Раздел участка по соглашению сторон

Порядок раздела земельного участка

Если территория принадлежит сразу нескольким людям, то разделить её можно по соглашению сторон. Это документ, в котором прописываются законные нюансы раздела земли между несколькими собственниками. Составляется документ в простой письменной или нотариальной форме. Для суда имеет юридическую силу. На основании соглашения проходит реальный раздел земельного участка и последующая регистрация права новых владельцев.

Но, прописанные нюансы не должны нарушать права и интересы владельцев.

Список документов

Чтобы составить нотариальное соглашение о разделе участка, необходимо собрать комплект документов, в который входит:

  • Документ, на основании которого право возникло. Это может быть дарственная, договор купли-продажи, наследование, рента.
  • Межевой план для подтверждения установленных границ.
  • Согласие на раздел земельного участка от совладельцев – оформляется в нотариальной конторе. Образец есть здесь же на стойке информации.
  • Кадастровый план исходника.
  • Паспорта всех собственников.
  • Выписка ЕГРН, в которой прописаны владельцы.

Дополнительно оплачивается государственная пошлина, чек прикладывается к общему комплекту.

Соглашение о разделе земельного участка

Письменная договорённость о добровольном разделе земельного надела должна содержать в себе следующую информацию:

  • Личные данные всех владельцев.
  • Сведения о долях.
  • Реквизиты выписки ЕГРН.
  • Кадастровый номер.
  • Адрес, по которому земля зарегистрирована.
  • Сведения об отсутствии обременений.
  • Данные о том, что все владельцы согласны на раздел, о чём прописано в нотариальных документах.
  • Момент, когда на делимый надел возникло имущественное право.
  • Порядок оплаты расходов, сопровождающих процесс.
  • Основания, при которых подписываемый документ вступает в силу.
  • Права и обязанности всех владельцев после вступления соглашения в силу и регистрации его в соответствующем порядке.
  • Место составления и дата.

Чтобы в дальнейшем не было оснований для оспаривания, письменную договорённость нужно заверить в нотариальной конторе.

Расходы

При регистрации перехода имущественного права необходимо заплатить государственную пошлину. Согласно пп. 22 ст. 333.33 НК РФ, каждый новый владелец должен заплатить по 2 тысячи рублей.

Могут возникнуть дополнительные расходы – на снятие копий, за нотариальное получение согласия владельцев, на получение недостающих документов. Кому нести расходы – собственники устанавливают самостоятельно. Единственный момент – за регистрацию права каждый платит самостоятельно.

Особенности раздела земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Участок земли, который находится в государственной или муниципальной собственности, можно разделить. Заинтересованное лицо подаёт заявление в администрацию муниципального образования, собирает комплект документов. Решение о разделе земельного участка должно быть принято в течение месяца, о чём будет выпущен приказ.

Порядок раздела такой же, как и при частной собственности. Каждый выделенный участок должен иметь отдельный выезд и подход к нему. Не подлежат разделу земли, полностью или частично выведенные из оборота.

Пример по разделу земельного участка

Участок земли принадлежит нескольким людям на основании права наследования. Стороны договорились межу собой разделить надел сельхозназначения на несколько равных частей. Составили соглашение, но заверять в нотариальной конторе не стали. Результат — в разделе было отказано, так как один из вновь образованных участков не имел отдельного выезда и площадь каждого была меньше установленной по региону.

Если бы стороны обратились в нотариальную контору, нотариус заранее объяснил бы, что раздел невозможен.

Раздел участка через суд

Ножницы режут землю

Если владельцы земли не могут договориться между собой, для раздела придётся обращаться в суд. Придётся составлять исковое заявление и собирать комплект документов. Судебное заседание может продлиться несколько месяцев.

Содержание иска

Составляется в соответствии со ст. 130 ГПК РФ. В нём необходимо указать:

  • Наименование суда, в который подаются документы.
  • Сведения об истце – может быть один или несколько.
  • Момент, когда возникло право.
  • Основание, по которому оно возникло.
  • Суть требований.
  • Приложение – список документов, которые прикладываются к иску.
  • Дата составления, подпись истца (истцов), расшифровка.

Подать иск можно при личном обращении в суд, посредством Почты России или онлайн.

Документы

Требования, изложенные в иске, должны быть обоснованы. Поэтому к исковому заявлению следует приложить комплект документов, в который входит:

  • Копия искового заявления по количеству ответчиков.
  • Копия паспорта заявителя.
  • Документы, на основании которых право возникло.
  • Выписка ЕГРН.
  • Кадастровый план.
  • Документы о присвоении почтового адреса.
Обращаться нужно в суд того муниципального образования, за которым «закреплён» участок. Иск подаётся в мировой суд в том случае, если стоимость земли не превышает 50 тысяч рублей. В остальных случаях, иск подаётся в районный суд.

Госпошлина

Размер обязательного платежа зависит от кадастровой стоимости надела. Так, согласно ст. 333.19 НК РФ, придётся заплатить:

  • Если стоимости земли не превышает 20 тысяч рублей – 4% от стоимости иска, но не менее 400 рублей.
  • В пределах от 20 до 100 тысяч рублей – фиксированный платёж составит 800 рублей плюс 3% от суммы, превышающей нижний предел.
  • В пределах от 100 до 200 тысяч рублей – 3 200 рублей плюс 2% от суммы, превышающей нижний предел.
  • От 200 до 1 млн рублей – 5,2 тысячи плюс 3% от превышающего предела в 200 тысяч.
  • Более 1 млн рублей – 13 200 рублей плюс 0,5% от суммы более 1 млн, но не более 60 тысяч рублей.

Обязательного требования по сохранности чека нет, но, если суд «не увидит» оплату, в рассмотрении иска будет отказано.

Возможные сложности при решении вопроса через суд

Основная сложность – это дороговизна и длительность процесса. Если каких-то документов не будет хватать, дело будет приостановлено. Поэтому судебный процесс может длиться несколько месяцев, а то и лет.

Регистрация земельного участка после раздела

Человек и поделенный земельный участокИмущественное право новых владельцев должно быть зарегистрировано в Росреестре.

Перечень документов для регистрации права собственности

Нужно подготовить:

  • Заявление. Если обратиться в МФЦ, бланк заполнит сотрудник и отдаст заявителю на подпись.
  • Паспорт будущего владельца.
  • Документ, на основании которого право возникает – соглашение, распоряжение или судебный акт.
  • Квитанция об оплате госпошлины.

Сроки и место регистрации права собственности

Регистрацией имущественных прав занимается Росреестр. Обратиться можно:

  • Лично.
  • Через МФЦ.
  • Через Госуслуги.

В зависимости от способа обращения, регламентный срок исполнения услуги может быть разным. При личном обращении он составит 5 календарных дней, при обращении через МФЦ или Госуслуги – 5 рабочих дней.

Оформление и присвоение новых адресов

После раздела земельного участка, все вновь образовавшиеся наделы будут иметь тот же адрес, что и исходник. Об этом сказано в п. 8 Постановления № 1221. Чтобы получить новый адрес, каждый собственник должен лично обратиться в орган местного самоуправления с заявлением. Новый адрес будет присвоен по инициативе этого органа или на основании местного законодательного акта.

Как поставить на кадастровый учёт вновь образованные участки

Чтобы поставить на кадастровый учёт вновь образованные после раздела земельные наделы, необходимо обратиться в Росреестр с единым заявлением. Подать заявление можно в бумажном или электронном виде. При подаче заявления в бумажном виде, нужно обратиться в МФЦ. Если подавать документ в электронном виде, то можно сделать это через Госуслуги или на сайте Росреестра.

Заявление о постановке новых земельных участков на кадастровый учёт и заявление о регистрации имущественного права подаётся в один и тот же орган одновременно.

Заключение

Раздел земельного участка возможен в тех случаях, когда это не запрещено законом. Каждый вновь образованный земельный надел должен соответствовать требованиям по минимальной площади. Постановка на кадастровый учёт и регистрация имущественного права осуществляется в один момент.

Оставьте комментарий

Adblock
detector